 |
ЗАЗ Форум Присвячений автомобілям Запорожець
|
|
|
|
Попередня тема :: Наступна тема |
Автор |
Повідомлення |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 13 Березень 2010 12:57 Заголовок повідомлення: Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ-Ю и ИЖ-П |
|
|
Приветствую всех, решил тут выложить материальчик...
В офтопе, так как про мотоциклы...
Переделка системы энергоснабжения
мотоциклов ИЖ - Юпитер и ИЖ - Планета.
В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо... К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ - Юпитер и ИЖ - Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени... Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель - регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“ ) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё - таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы... После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1...3):
рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.
рис.2. Вариант зарядки с РР.
рис.3 Цепь зажигания.
Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это - то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),
рис.4 362-е реле.
которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена - качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837... А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле - регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток )) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)
рис.5 Шоколадка.
причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно - наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу (.
(2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),
рис.6 Таблетка.
входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие - то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD - монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)
рис.7 Матроскин.
Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост)... Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет... Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12...13 v на аккумуляторе и 8...9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год - два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится... А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов - это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?
Вопрос, конечно, чисто риторический...
©2009 Юрков Дмитрий Валентинович
P.S.: Поправил названье темы и исправил найденные ошибки в схемках...
Останній раз редагувалося: John Warner (20 Жовтень 2013 20:13), всього редагувалося 9 раз(ів) |
|
Повернутися до початку |
|
 |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 26 Березень 2010 20:42 Заголовок повідомлення: |
|
|
Ребята!
Уважаю вот этого мужика!
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
Enchanter
Статус: Offline Зареєстрований: 08.07.2009 Повідомлення: 61 Звідки: Екатеринбург Моє авто: Заз 968М
|
Додано: 26 Березень 2010 21:10 Заголовок повідомлення: |
|
|
Who to hell are these people?
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 26 Березень 2010 21:19 Заголовок повідомлення: |
|
|
It's His Majesty Arlen Ness
Причём Великий и Ужасный 
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
polus

Статус: Offline Зареєстрований: 20.05.2009 Повідомлення: 747 Звідки: kiev Моє авто: 74 Vintage 09
|
Додано: 27 Березень 2010 10:20 Заголовок повідомлення: |
|
|
смотрел я эту серию,где они этого мота собирали с двумя баками.и компрессором 
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 15 Квітень 2010 17:08 Заголовок повідомлення: |
|
|
Байкеры!
Отзовитесь!
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
Игорь

Статус: Offline Зареєстрований: 09.02.2010 Повідомлення: 632 Звідки: г. Зугрэс, Донецкая обл. Моє авто: ЗАЗ 968М 1981
|
Додано: 16 Квітень 2010 22:22 Заголовок повідомлення: |
|
|
А чего требуется от байкеров-то? 
_________________ С ЗАЗом по жизни! |
|
Повернутися до початку |
|
 |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 16 Квітень 2010 22:28 Заголовок повідомлення: |
|
|
Мнэээ... ну, это самое, интересных наработок и материалов по мотоциклам...
Я вот внёс посильную лепту, и приглашаю к сотрудничеству остальных двухколёсников 
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
Игорь

Статус: Offline Зареєстрований: 09.02.2010 Повідомлення: 632 Звідки: г. Зугрэс, Донецкая обл. Моє авто: ЗАЗ 968М 1981
|
Додано: 17 Квітень 2010 09:03 Заголовок повідомлення: |
|
|
Ну лично у меня таких грандиозных доработок по мотоциклу нет. Он просто отреставрирован. 
_________________ С ЗАЗом по жизни! |
|
Повернутися до початку |
|
 |
Man0waR

Статус: Offline Зареєстрований: 09.01.2011 Повідомлення: 377 Звідки: Константиновка, Дон. область Моє авто: 965А 64г. 968М 86г.
|
Додано: 26 Червень 2011 01:52 Заголовок повідомлення: |
|
|
Не густо.А жаль.
_________________ Запорожец Запорожцу - друг,товарищ и запчасти |
|
Повернутися до початку |
|
 |
weld_master

Статус: Offline Зареєстрований: 09.04.2011 Повідомлення: 616 Звідки: Україна Нікополь Моє авто: ЗАЗ-965А
|
Додано: 26 Червень 2011 15:39 Заголовок повідомлення: |
|
|
В своё время тулил почти на все моцики (а их у меня было много ) электронное зажигание от "Минска". С аккумуляторами в те бородатые годы было туго, да и пуск с электронкой намного веселее! Ставил на всё, разве что кроме "Днепра". Кому интересно - могу поделиться.
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 26 Червень 2011 16:12 Заголовок повідомлення: |
|
|
Ну конечно же, выкладывай)))
Я их подключать-то подключал, но вот какие там планшайбы для крепления, не знаю размеров.
В общем, то будет полезная инфа)))
Чертежи там - это главное.
ЗЫ Кстати о птичках: на "Урал" и "Днепр", насколько я понимаю теорию двигателя, можно приспособить тиристорное зажигание, просто надо катушку двухискровую юзать. Но вот на "Юпитер" без танцев с бубном не пристроишь "Минско-Восходский" одноцилиндровый вариант тиристорного зажигания. 
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
Man0waR

Статус: Offline Зареєстрований: 09.01.2011 Повідомлення: 377 Звідки: Константиновка, Дон. область Моє авто: 965А 64г. 968М 86г.
|
Додано: 26 Червень 2011 17:19 Заголовок повідомлення: |
|
|
Замечательно себя зарекомендовала система зажигания из автомобильных компонентов:двухвыводная катушка с Оки,Газели;коммутатор и датчик Холла от ТАЗ 2108;самодельный модулятор.
_________________ Запорожец Запорожцу - друг,товарищ и запчасти |
|
Повернутися до початку |
|
 |
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист


Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 26 Червень 2011 17:40 Заголовок повідомлення: |
|
|
Хотца добавить: мы с одним коллегой на его "Урал" ещё и датчик Холла пристраивали)))
Но уже требуется, на самом деле, подгонять характеристики коммутатора, под скважность сигнала ДХ, при применении его на двухцилиндровом четырёхтактном моторе. Скважность сигнала в 2101...2108 - 3, а в Оке или Урале - 2.
Вот. 
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
Dimitry6552

Статус: Offline Зареєстрований: 13.10.2010 Повідомлення: 854 Звідки: 64 рег Моє авто: шланос '08
|
Додано: 26 Червень 2011 23:30 Заголовок повідомлення: |
|
|
ууу...неушто о моцыках начали писдить . Давайте выкладуйте фотки ваших стальных коней!!! 
_________________ мотор мурлычет |
|
Повернутися до початку |
|
 |
Man0waR

Статус: Offline Зареєстрований: 09.01.2011 Повідомлення: 377 Звідки: Константиновка, Дон. область Моє авто: 965А 64г. 968М 86г.
|
Додано: 27 Червень 2011 19:32 Заголовок повідомлення: |
|
|
Dimitry6552 писав(ла): |
ууу...неушто о моцыках начали писдить . Давайте выкладуйте фотки ваших стальных коней!!!  |
А как в форум фотки скидывать? А то я не умею...
_________________ Запорожец Запорожцу - друг,товарищ и запчасти |
|
Повернутися до початку |
|
 |
Антибык

Статус: Offline Зареєстрований: 11.01.2008 Повідомлення: 215 Звідки: Донецк
|
Додано: 28 Червень 2011 11:04 Заголовок повідомлення: |
|
|
Рокерстайл.
Вчера собрал половинки двигателя. Пообжигал немного руки и запорол 2 сальника.
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
OgeN13 лентяй
Статус: Offline Зареєстрований: 13.07.2008 Повідомлення: 1482 Звідки: Харьков б.Даниловка
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
weld_master

Статус: Offline Зареєстрований: 09.04.2011 Повідомлення: 616 Звідки: Україна Нікополь Моє авто: ЗАЗ-965А
|
Додано: 28 Червень 2011 19:43 Заголовок повідомлення: |
|
|
2 John Warner: Чертежей к сожалению не осталось, но это элементарно. Точится планшайба, которая садится вместо родного зажигания и в которую садится зажигание от Минска. При установке планшайбы её части, не влезающие в картер, обрезаются. Отверстия под винты крепления сверлятся по месту. Ещё нужно выточить проставку на хвостовик коленвала, чтобы отодвинуть якорь на толщину планшайбы. Если цилиндр один - это все. (кроме ИЖ ПС, там нужно поменять полятность подключения датчика, т.к. колено крутится в обратную сторону)
Если горшков два, тогда напротив родного датчика вояется такое-же окошко (торчащие там выводы переносим на свободное место). В окошко тулим второй датчик точно напротив первого (я подгонял место его установки по микрометру, как при установке М.З.). Далее ставим ещё один КЭТ и наслаждаемся всеми прелестями электроники. Аккумулятор здаём в металлолом!
Долго эксперементировал с зажиганием Днепра. Остановился на родных контактах и двух 6-и вольтовых катушках от Явы, подсоединённых последовательно. Заводился "с полтыка" при любой температуре, и контакты не горели!
Кому чё не понятно - спрашивайте.
|
|
Повернутися до початку |
|
 |
Man0waR

Статус: Offline Зареєстрований: 09.01.2011 Повідомлення: 377 Звідки: Константиновка, Дон. область Моє авто: 965А 64г. 968М 86г.
|
Додано: 02 Липень 2011 12:26 Заголовок повідомлення: |
|
|
А в ответ тишина...Мужики! Как фотки в форум вставлять???
_________________ Запорожец Запорожцу - друг,товарищ и запчасти |
|
Повернутися до початку |
|
 |
|
|
Ви не можете починати теми Ви не можете відповідати на повідомлення Ви не можете редагувати свої повідомлення Ви не можете знищити свої повідомлення Ви не можете голосувати в опитуваннях
 |
|
Powered by phpBB © 2001, 2008 phpBB Group
|