|
ЗАЗ Форум Присвячений автомобілям Запорожець
|
|
|
|
Попередня тема :: Наступна тема |
Автор |
Повідомлення |
Alex-968m
Статус: Offline Зареєстрований: 21.05.2007 Повідомлення: 777 Звідки: Сочи, Краснодарский край Моє авто: Зеленый ЗАЗ-968МД 1985 г. "Черноморский экспресс"
|
Додано: 08 Березень 2010 21:00 Заголовок повідомлення: Альтернатива БСЗ (вариант коммутатора к родному трамблеру) |
|
|
Предлагаю свой вариант коммутатора:
Cхема успешно опробованная.
Представляет собой, по-сути, модернизированный вариант восьмерочного коммутатора, адаптированный к работе с контактным трамблером. От восьмерочного коммутатора (с приколхоженным для работы с контактным трамблером инвертором входного сигнала) выгодно отличается ремонтопригодностью, возможностью подстройки выходных параметров, выходом на полевом транзисторе (что обеспечивает более высокий КПД).
Также полностью заменяет зиловский/газовский коммутатор ТК-102 (балластный резистор - "вариатор" при этом замыкается или удаляется вообще, за ненадобностью), обеспечивая высокий КПД и максимальную энергию искры вне зависимости от оборотов.
Основа - контроллер на специализированной микросхеме 1055ХП2 (L497) со стандартной обвязкой.
VT1 - инвертор входного сигнала, R6+R7 задают ток через контакты прерывателя, необходимый для надежной коммутации и самоочистики. Силовой транзистор VT3 имеет цепь форсированного закрытия на VT2.
Светодиод HL1 индицирует наличие питания, HL2 работу прерывателя (при замкнутых контактах гаснет).
Трамблер используется родной, конденсатор остается на месте (необходим для подавления дребезга контактов). При использовании вместо коммутатора ТК-102, где этого конденсатора не предусмотрено, желательно добавить его, подойдет любой на 0.1...0.33 мкФ.
Катушка зажигания любая, резистором R22 задается ток через нее при замкнутых контактах прерывателя (при настройке иметь в виду, что контроллер ограничивает время протекания тока через катушку и при длительно замкнутых контактах через ~2 секунды сбрысывает ток, для перезапуска нужно разомкнуть и снва замкнуть контакты). В моем случае катушка Б-114, установил ток 6А.
R4 задает уставку защиты от перенапряжения (ограничивает максимальное напряжение, развиваемое на катушке), при использовании полевика на выходе в общем-то особой необходимости в этом нет, разве что для защиты самой катушки при работе без свечи или разрядника. У меня сопротивление выведено почти до минимума (что дает максимальное напряжение).
Схема несложно адаптируется для работы с БСЗ, для чего исключаются элементы R6...R9, VD1, VD2, VT1, а выход датчика холла подключается к выводу 5 IC1.
Конденсатор С1 только указанного типа, или импортные МРХ (желтые, полипропиленовые для сетевых фильтров), емкость в пределах 0.1...0.5 мкФ. Остальные не критичны, можно использовать миниатюрные керамические.
При отсутствии транзистора IRFP22N50 можно использовать 3-4 параллельно соединенных более распространенных IRF840. Силовые транзисторы обязательно устанавливаются на теплоотвод, через изоляционную прокладку с теплопроводной пастой.
_________________ Запорожец - это маленькая Татра! |
|
Повернутися до початку |
|
|
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 09 Березень 2010 08:51 Заголовок повідомлення: |
|
|
|
|
Повернутися до початку |
|
|
kubanoid
Статус: Offline Зареєстрований: 12.03.2006 Повідомлення: 1042 Звідки: Краснодар Моє авто: ЗАЗ-968М 1993 г., Nissan Terrano-II, 2001 г.
|
Додано: 10 Березень 2010 22:11 Заголовок повідомлення: |
|
|
Круто, как два яйца в одной мошонке!
Молодца! Спасибо!
Интересно, сколько человек в реале предложенную эту схему? Она чуток посложнее свечного поджига от Горбунова.
Очень радует возможность легкого возврата к исходной контактной схеме, если кибернетика взбрыкнет.
Мне как раз такие ломы были искать токарку-фрезеровку для изготовления модулятора для ДХ под жужиковский трамблер...
Теперь буду ждать творческого прихода чтобы эту хреновину спаять. Надо еще в придачу проверить отсутствие-присутствие мелкосхемы и транзистора в местных ларьках... Ну и голову поломать насчет корпуса-радиатора. Узел ответственный, и делать надо тщательно.
Вариант печатной платы есть
Ну и еще мысль: была уже такая тема здесь (и не только), я делал простенький инвертор сигнала, пользовался восьмерочными катушкой и коммутатором Бустер, но почему-то было ощущение что на контактной системе машина лучше едет. Менял системы несколько раз туда-сюда - сщущения не менялись. Вот в качестве первого варианта - возьму из предложенной схемы инвертор сигнала вместе с индикатором замкнутых контактов, и попробую с моей предыдущей заготовкой еще раз.
_________________ "Запорожец старый купили, разваленный!" (с) Э. Успенский |
|
Повернутися до початку |
|
|
Alex-968m
Статус: Offline Зареєстрований: 21.05.2007 Повідомлення: 777 Звідки: Сочи, Краснодарский край Моє авто: Зеленый ЗАЗ-968МД 1985 г. "Черноморский экспресс"
|
Додано: 10 Березень 2010 23:32 Заголовок повідомлення: |
|
|
kubanoid писав(ла): |
Молодца! Спасибо! |
Хотелось бы надеяться, кому-то окажется полезной.
Цитата: |
Очень радует возможность легкого возврата к исходной контактной схеме, если кибернетика взбрыкнет. |
Проще сделать два и один возить про запас. Изначально себе и делал с этой целью, ибо основная система у меня Октан-4 с его родным коммутатором. Однажды последний отказал (пробило конденсатор 2200 мкФ и вслед за ним диод КД2997, что самое смешное - произошло это пока парковался на стоянке радиорынка, но знать бы заранее что неисправность столь простая). Стал восстанавливать штатную схему - но не тут-то было. Попытался включить напрямую (катушка-то Б-114) - движок заработал, но провода раскалились. Попробовал воткнуть балластный резистор 1 Ом - не заводится. Поставил катушку от Ижа-Юпитера, что стоит на печке. Завелся, но пока доехал до гаража 70 км - намучился. Тяга полностью пропала (пришлось вспоминать премудрости с УЗСК, регулировать опережение поворотом трамблера и т.п.), да толком так и не настроил. Только когда восстановил Октан - машинка снова преобразилась. В результате решил собрать запасной коммутатор, но если делать - то уж по-максимуму. При испытании разницы в поведении машины относительно Октана-4 не выявил (опережение из салона корректировать только нельзя).
Идеальный вариант - совместить данный коммутатор с Октаном-4Е-03, который работает со штатным 8-м коммуторором. Для чего коллектор VT1 соединяется с входом блока управления Октана, а с выхода последнего - на вывод 5 микросхемы. Тогда замена сдохшего коммутатора будет абсолютно безболезненной и с сохранением всех функций. При сдыхании блока управления Октана на коммутатор ставится перемычка, восстанавливающая соединение VT1 с выводом 5 IC1.
Цитата: |
Надо еще в придачу проверить отсутствие-присутствие мелкосхемы и транзистора в местных ларьках... |
Да вроде не дефицитная.
Цитата: |
Ну и голову поломать насчет корпуса-радиатора. |
ТК-102 в качестве донора взять?
Я собрал в корпусе электронного регулятора напряжения (алюминиевое основание правда пришлось сделать новым, ибо на штатное все детали не поместились) и в случае необходимости будет установлен на штатное его место (генератор у меня не родной, посему штатное место регулятора осталось свободным).
Цитата: |
Вариант печатной платы есть |
Есть, но довольно специфический (по вышеназванной причине), потому повторять смысла нет.
Цитата: |
Ну и еще мысль: была уже такая тема здесь (и не только), я делал простенький инвертор сигнала, пользовался восьмерочными катушкой и коммутатором Бустер, но почему-то было ощущение что на контактной системе машина лучше едет. |
У меня с точностью до наоборот, причем разница была столь существенной, что и привела к данной разработке (см. выше). А если УОЗ подрегулировать? Или может коммутатор не совсем исправный?
_________________ Запорожец - это маленькая Татра! |
|
Повернутися до початку |
|
|
Wladimir_Donetsk
Статус: Offline Зареєстрований: 13.07.2006 Повідомлення: 4791 Звідки: Донецьк->Піддубне->Запоріжжя->Дніпро Моє авто: ЗАЗ-968А / ГАЗ-3110і
|
Додано: 10 Березень 2010 23:55 Заголовок повідомлення: |
|
|
Чтобы не изготавливать самостоятельно, можно доработать заводской.
P.S. Юзаю ПЭЗК-2, но эта (вышеприведенная конструкция) достойное устройство(решение) для тюнинга.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
kubanoid
Статус: Offline Зареєстрований: 12.03.2006 Повідомлення: 1042 Звідки: Краснодар Моє авто: ЗАЗ-968М 1993 г., Nissan Terrano-II, 2001 г.
|
Додано: 11 Березень 2010 10:38 Заголовок повідомлення: |
|
|
Wladimir_Donetsk писав(ла): |
Чтобы не изготавливать самостоятельно, можно доработать заводской. |
... или использовать его в качестве корпуса с радиатором. Старые коммутаторы в магазине копейки стоят.
Вообще, глядя на схему, похоже что можно большую часть "обвеса" на SMD потрохах (мелкие резисторы, транзисторы, диоды) соорудить, надежно и компактно выходит. В старенький РР легко должно поместиться.
Ладно, почти себя уговорил, буду поглядывать на подходящие корпуса, чтобы было красиво, надежно, с хорошим теплоотводом и не уникально, т.е. с возможностью повторения.
_________________ "Запорожец старый купили, разваленный!" (с) Э. Успенский |
|
Повернутися до початку |
|
|
pau62
Статус: Offline Зареєстрований: 09.06.2008 Повідомлення: 996 Звідки: Рязань
|
Додано: 11 Березень 2010 13:06 Заголовок повідомлення: |
|
|
сейчас большая часть коммутаторов сделана с применением IGBT транзисторов, так что идею применения стандартного коммутатора + инвертор не стоит бросать.
У IGBT еще встроенная защита от перенапряжения.
_________________ VW Golf2 GTI 1991
ЗАЗ-968А 1977 |
|
Повернутися до початку |
|
|
kubanoid
Статус: Offline Зареєстрований: 12.03.2006 Повідомлення: 1042 Звідки: Краснодар Моє авто: ЗАЗ-968М 1993 г., Nissan Terrano-II, 2001 г.
|
Додано: 11 Березень 2010 14:46 Заголовок повідомлення: |
|
|
Alex-968m писав(ла): |
У меня с точностью до наоборот, причем разница была столь существенной, что и привела к данной разработке (см. выше). А если УОЗ подрегулировать? Или может коммутатор не совсем исправный?
|
Ну тут я вижу несколько возможных причин:
1. Кривой инвертор
2. Я отключал "родной" конденсатор с трамблера, так что возможно система инвертора не справлялась с дребезгом, там для этого последовательно соединенная емкость 10нФ и КД521.
3. Конденсатор С1 (по твоей схемме) у меня отсутствовал.
Коммутатор у меня с автотестированием, безо всякого трамблера гонит искру на нескольких частотах, потом думает, потом начинает гнать искру для аварийного передвижения.
Вообще, в связи с общедоступностью "зубильных" коммутаторов корректно разработанная схема инвертора пользовалась бы неплохой популярностью.
_________________ "Запорожец старый купили, разваленный!" (с) Э. Успенский |
|
Повернутися до початку |
|
|
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 11 Березень 2010 15:28 Заголовок повідомлення: |
|
|
Ребята, есть такая тема, как новодельные коммутаторы разных производителей но в стандартных корпусах 13.3734-01, среди них встречаются на основе схемотехники восьмых коммутаторов. Чтоб такой переделать, требуется минимум усилий.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
Alex-968m
Статус: Offline Зареєстрований: 21.05.2007 Повідомлення: 777 Звідки: Сочи, Краснодарский край Моє авто: Зеленый ЗАЗ-968МД 1985 г. "Черноморский экспресс"
|
Додано: 12 Березень 2010 12:45 Заголовок повідомлення: |
|
|
kubanoid писав(ла): |
Ну тут я вижу несколько возможных причин:
1. Кривой инвертор
2. Я отключал "родной" конденсатор с трамблера, так что возможно система инвертора не справлялась с дребезгом, там для этого последовательно соединенная емкость 10нФ и КД521.
|
Это вполне возможно.
Цитата: |
3. Конденсатор С1 (по твоей схемме) у меня отсутствовал. |
А вот это, вообще говоря, странно. Очевидно, что конденсатор должен быть: через него замыкатся ток, возникающий в результате ЭДС самоиндукции первичной обмотки. Без него знергия искры и высокое напряжение резко падает, что подтверждено экспериментально. Но почему его нет в родной восьмерочной схеме? Может быть, он встроен в катушку?
Цитата: |
Коммутатор у меня с автотестированием, безо всякого трамблера гонит искру на нескольких частотах, потом думает, потом начинает гнать искру для аварийного передвижения. |
Продвинутый какой-то коммутатор.
_________________ Запорожец - это маленькая Татра! |
|
Повернутися до початку |
|
|
Alex-968m
Статус: Offline Зареєстрований: 21.05.2007 Повідомлення: 777 Звідки: Сочи, Краснодарский край Моє авто: Зеленый ЗАЗ-968МД 1985 г. "Черноморский экспресс"
|
Додано: 12 Березень 2010 12:47 Заголовок повідомлення: |
|
|
John Warner писав(ла): |
Ребята, есть такая тема, как новодельные коммутаторы разных производителей но в стандартных корпусах 13.3734-01, среди них встречаются на основе схемотехники восьмых коммутаторов. Чтоб такой переделать, требуется минимум усилий. |
А они разборные?
_________________ Запорожец - это маленькая Татра! |
|
Повернутися до початку |
|
|
pau62
Статус: Offline Зареєстрований: 09.06.2008 Повідомлення: 996 Звідки: Рязань
|
Додано: 12 Березень 2010 12:49 Заголовок повідомлення: |
|
|
Нафиг их разбирать и переделывать?
Надо использовать стандартные узлы, а всякие инверторы снаружи вешать.
_________________ VW Golf2 GTI 1991
ЗАЗ-968А 1977 |
|
Повернутися до початку |
|
|
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 12 Березень 2010 17:06 Заголовок повідомлення: |
|
|
Alex-968m писав(ла): |
А они разборные? |
Ещё как, корпус-то стандартный, на винтах.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 12 Березень 2010 17:15 Заголовок повідомлення: |
|
|
pau62 писав(ла): |
Нафиг их разбирать и переделывать?
Надо использовать стандартные узлы, а всякие инверторы снаружи вешать. |
Так-то оно так, это хорошая точка зрения, и полезная и правильная. Правда, при наличии всяких дополнительных приблуд их всё равно придётся возить с собой в дороге.
Однако, на мой взгляд, зачем плодить лишние коробочки/схемки в цепи зажигания, чем меньше внешних соединений, тем, ИМХО, лучше. Просто проще в ремонте-обслуживании. Да и я самодельщик, мне приятней ездить на своей самоделке.
Но это моя индивидуальная точка зрения на предмет.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
kubanoid
Статус: Offline Зареєстрований: 12.03.2006 Повідомлення: 1042 Звідки: Краснодар Моє авто: ЗАЗ-968М 1993 г., Nissan Terrano-II, 2001 г.
|
Додано: 13 Березень 2010 10:33 Заголовок повідомлення: |
|
|
Да, схема от Alex-968m хороша тем, что из коробочки выходит всего три провода нужной длины, и это огромный плюс
Для многих проблемой будет и стоимость комплектации, и работа по созданию платы, хотя если сделать плату для корпуса 13.3734-01 и распространенных детаоей - многим станет легче. Разумеется, есть смысл делать два изделия или таскать с собой "родную" катушку и контактную группу в запас. По себе знаю, что если сваяю себе коммутатор и он нормально заработает - на изготовление второго (даже при купленных деталях) могу забить, откладывая "на потом".
Если переходить на вариант с отдельным инвертором - соплей под капотом больше будет висеть, надо также иметь второй экземпляр инвертора, а в дальних поездках - еще коммутатор (хотя он покупается в любом придорожном автомагазине) или родную катушку. Но в инверторе, по самой сложной схеме, будет в пределах десятка-полутора копеечных деталей, почти все они есть в хозяйстве сельского радиолюбителя, только с корпусом мозги парить надо.
_________________ "Запорожец старый купили, разваленный!" (с) Э. Успенский |
|
Повернутися до початку |
|
|
Alex-968m
Статус: Offline Зареєстрований: 21.05.2007 Повідомлення: 777 Звідки: Сочи, Краснодарский край Моє авто: Зеленый ЗАЗ-968МД 1985 г. "Черноморский экспресс"
|
Додано: 13 Березень 2010 11:17 Заголовок повідомлення: |
|
|
Вот и я про то же, отдельный инвертор - больше "соплей", ну а по сравнению со стоковым коммутатором 2108 здесь есть возможность коттректировать параметры под разные катушки и выход на полевике.
Насчет разборности кстати. Что-то сомнительно: http://avtopasker.ru/goods/6254.htm
_________________ Запорожец - это маленькая Татра! |
|
Повернутися до початку |
|
|
pau62
Статус: Offline Зареєстрований: 09.06.2008 Повідомлення: 996 Звідки: Рязань
|
Додано: 13 Березень 2010 11:45 Заголовок повідомлення: |
|
|
этот- хз, а похожий разбирал, там крышка сверху на клею
_________________ VW Golf2 GTI 1991
ЗАЗ-968А 1977 |
|
Повернутися до початку |
|
|
John Warner ЗаЗоводной ЭцихоКлоПедист
Статус: Offline Зареєстрований: 07.11.2009 Повідомлення: 5912
|
Додано: 13 Березень 2010 11:54 Заголовок повідомлення: |
|
|
Не спорю, есть и неразборные, но я про разборные писал.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
kubanoid
Статус: Offline Зареєстрований: 12.03.2006 Повідомлення: 1042 Звідки: Краснодар Моє авто: ЗАЗ-968М 1993 г., Nissan Terrano-II, 2001 г.
|
Додано: 13 Березень 2010 15:52 Заголовок повідомлення: |
|
|
pau62 писав(ла): |
этот- хз, а похожий разбирал, там крышка сверху на клею |
Чем старше вариант коммутатора - тем больше коробочка под электронику, и крышка съемная соответственно. Думаю, что на автобазарах-разборках валяются где-то почти бесплатно.
_________________ "Запорожец старый купили, разваленный!" (с) Э. Успенский |
|
Повернутися до початку |
|
|
Wladimir_Donetsk
Статус: Offline Зареєстрований: 13.07.2006 Повідомлення: 4791 Звідки: Донецьк->Піддубне->Запоріжжя->Дніпро Моє авто: ЗАЗ-968А / ГАЗ-3110і
|
Додано: 13 Березень 2010 16:33 Заголовок повідомлення: |
|
|
И думать нечего, у барахольщиков и у разборщиков отечественных авто этого хлама полно, а такой раритет как волговский коммутатор под индукционный датчик трамблера в металлолом сдают(люминь) потому как нахрен никому не нужен.
|
|
Повернутися до початку |
|
|
|
|
Ви не можете починати теми Ви не можете відповідати на повідомлення Ви не можете редагувати свої повідомлення Ви не можете знищити свої повідомлення Ви не можете голосувати в опитуваннях
|
|
Powered by phpBB © 2001, 2008 phpBB Group
|